ТЭФФИ. ВЕСЕННЕЕ Ничего не поделаешь! Идет весна! Уже несколько дней подряд красное, заспанное солнце всовывает свою круглую рожу то в одно, то в другое окошко. Щурится, подмигивает, показывает на всякую дрянь, о которой зимой и помину не было. Заглянуло в гостиную, - показало пыль на рояле. Залезло в кабинет – пятно на кресле. Точно хозяин какой-то. Продрал глаза и пошел всех жучить и носом тыкать. - Эт-то что? Пыль? Я те покажу пыль! - Эт-то что? На жилетке пятно! Вот я те ужо! Я всего этого не люблю. Пусть в мои дела не суются. Я ведь его не трогаю, - ну и меня оставь в покое. Нарочно не велела пыль на рояле стирать. - Пыль, - говорю, - не дым, глаза не выест. Пыль, - говорю, - на вороту не виснет. Все удивляются, отчего я дома сижу. - Помилуйте, - говорят, - этакая погода. Прямо грешно дома сидеть. Солнышко так и манит на улицу. Да! Послушай-ка его! Наляпает на нос веснушек, а в голове разведет мигрень. Манит! Зима – культурный сезон. Зимой человек сидит у себя дома и занимается делом. И никто к нему не пристает, зачем он никуда не едет. А теперь носа показать на улице нельзя. Самые порядочные люди не могут удержаться, чтобы не спросить, куда едешь. Иду недавно по улице. Задумалась. Вдруг знакомое лицо. - Куда вы едете? – кричит. Я, признаюсь, испугалась. Или, думаю, он дошел до галлюцинаций, и ему кажется, что я еду, или я сама сошла с ума и еду на извозчике, а думаю, что иду пешком. Взяла его за руку, говорю ласково, чтобы не раздражать. Бог его знает, что у него на уме. Еще зарежет, если противоречить станешь. - Да, говорю, все мы едем более или менее. - То есть как? – удивился он. - Да так, - ласково улыбаюсь я. – Жизнь не шутит. Он как будто испугался. Отошел шага на два. - Вам бы хорошо в Швецию съездить. Там есть специальные санатории. Я уже поняла все, но видела, что он побаивается, и не хотела терять выгодной позиции. Посмотрела пристально и сказала многозначительно: - Человечину можно и дома есть. -- Жалко мне зимы! Два раза спрашивали у швейцара (он все-таки ближе к природе, чем мы, так как стоит у входной двери) с тоской и надеждой: - Как вы думаете, Павел, будет еще снег? Но он с индифферентизмом, достойным худшей участи, оба раза отвечал: «а кто его»… И ему, по-видимому, действительно безразлично! С зимой я только что успела свыкнуться. Знала, из какого окна дует. Знала, из какой водосточной трубы около подъезда часто висит длинная симпатичная ледяная сосулька, которую можно незаметно толкнуть ногой, и она хрустнет, а наверху в трубе что-то зашипит, и толстый кусок льда выглянет из отверстия на свет Божий. Знала еще дырочку внутри моей муфты. Когда во время прогулки сочиняешь стихи, стоило только засунуть в нее палец, да подумать хорошенько, да поискать поприлежней, - очень можно было найти хорошую рифму. Знала еще скользкое место около дома на повороте, где много народу каждый день шлепалось на радость мальчишке-газетчику. Я сама один раз упала там. Собственно говоря, не один, а два, да про второй случай рассказывать нечего. Упала и встала. Только и всего. Даже мальчишка не хохотал, потому что пошел к дяденьке на лавку нос греть как раз в это время. А про первый случай есть что порассказать, потому что он был замечательный и показал мне, сколько в ином человеке может гнездиться благородства. Так вот, шла я как-то под вечер одна, дошла до скользкого поворота и стала валиться. Валится человек, как, наверное, всем известно, не всегда одинаково. Иной раз оглянуться не успеешь – уж все и готово. И нос разбит, и руки в грязи, и калоша слетела, - словом, все в один момент, и только одно и остается – пониматься и идти дальше, делая вид, что все это сущие пустяки. А иной раз начнет человек валиться, и конца краю не видишь. Валится, валится, и все не полно. Сначала одна нога у него поедет, потом другая, потом руками начнет выкручивать, словно уезжающему другу привет посылает: пиши, мол, чаще! Потом мотать его начнет вперед, назад, в стороны, да вдруг как лягнет обеими ногами вместе, - тут и успокоится. И долго потом бродит по улице, разыскивая пенснэ, шапку, кошелек, портфель и кашнэ, и пламенно, но тихо бранит существующий строй. Вот именно этим вторым способом упала и я. В двух шагах от меня стоял толстый старый офицер, которого мое поведение удивило несказанно. Он слегка присел, уперся руками в колени и завопил: - Куда? Куда? Куда? Куда? Беднягу, очевидно, больше всего интересовала цель моего предприятия. Когда же все выяснилось, само собой, он помог мне встать и оказался истинным рыцарем. Он сделал вид, что ровно ничего не случилось и, чтобы заставить и меня в это поверить, сказал назидательно: - Здесь очень скользко! Нужно быть осторожнее, а то, ведь, можно когда-нибудь и упасть! Вот какого великого благородства бывают люди! Будь у меня большие средства, поставила бы на этом скользком месте памятник: «Великому благородству» или, еще лучше: «Его благородию». Ну, да где уж нам! -- А весна, тем не менее, надвигается… Надоели мне все эти «сезоны» до смерти! Четыре раза в год! Как сюжет для художника это, может быть, очень мило, но переживать эту шарманку все с тем же валиком – надоело! Словно четыре раза в год палкой по голове стукнут. Общество бы такое основать, что ли, чтобы против сезонов как-нибудь действовало? Да ведь не утвердят, пожалуй… Как быть? Может быть, кто-нибудь отзовется, посоветует? Да где уж там! «Русское слово», №61, 16 марта 1910 года

Теги других блогов: весна погода культурный сезон